Белорусский Гознак защищает товары от подделок
07.06.2005
Департамент государственных знаков Министерства финансов Беларуси празднует в эти дни свое 10-летие. Со дня основания и по сей день задачи Гознака как государственного органа — контроль и координация государственной политики в области разработки и производства бланков ценных бумаг, государственных знаков, документов с определенной степенью защиты. Однако с развитием торгово-рыночных отношений юрисдикция Гознака расширилась. В настоящий момент одной из важнейших его задач признана защита потребительского рынка от массовой фальсификации товаров.
Особая гордость среди средств защиты белорусского Гознака – юниграмма, исключительная степень защиты, не имеющая аналогов в мире. Юниграмма используется для защиты акцизной марки, контрольного знака, а с мая – товарно-транспортных накладных. В течение года, за все то время, что юниграмма внедрялась на территории Беларуси, не было выявлено ни одной более или менее близкой попытки имитации.
Юниграмма оказалась исключительно полезна при решении проблемы массовой фальсификации товаров. Ярким примером служит её применение для контроля ввоза пива. Такой контроль на территории Беларуси стал необходимостью, т.к. в последние годы теневой оборот пенного напитка, по некоторым оценкам, доходил до 10 млн дал в год. При этом стоило такое пиво обычно на 20–30% дешевле, чем «законное», но проверки его качества не выдерживали никакой критики.
Идея борьбы с теневым оборотом пива с помощью идентификационных знаков для Беларуси не нова. О необходимости внедрения системы учета товаров, ввозимых в Беларусь без таможенного оформления, заговорили еще в 2002 году. Тогда Беларусь ввела так называемый заявительный принцип получения контрольных знаков: производитель заявлял, сколько пива хотел бы ввезти в Беларусь для последующей реализации, и получал соответствующие контрольные знаки. Но наносились они не на продукцию, а на сопроводительную документацию. Та кампания не имела успеха — объемы поставок по «серым» каналам росли. Нередко по одной накладной ввозилось в несколько раз больше пива, чем было заявлено.
18 марта вступил в силу указ президента Беларуси №444 «О введении маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками». С этого времени реализация на территории Беларуси солодового пива и моторных масел возможна только при условии нанесения на каждую единицу продукции специальных торговых знаков. И коснулось это как импортеров, так и отечественных производителей. Кроме того, на каждой этикетке должен быть проставлен объем тары, что делает невозможной ситуацию, когда компания получит знаки для продажи пива в поллитровых банках, а продавать его будет в бутылках по два литра.
Контрольный знак представляет собой небольшую самоклеящуюся этикетку с приблизительно 20 элементами защиты. Основной из них — юниграмма, распознаваемая обычным идентификатором скрытого изображения. Каждой этикетке также будет присвоен учетный номер, заносящийся в электронную базу данных, что позволит вести контроль буквально за каждой бутылкой. В таком бдительном контроле заинтересованы и многие производители. Так, представители пивоваренной компании «Балтика» заявили о своем желании сотрудничать с белорусскими ведомствами по вопросам внедрения новой системы, поскольку они нередко сталкиваются с подделками своей продукции еще на территории России. В целом же от производителей пива уже поступили заявки на производство 19 млн контрольных знаков разного номинала.